Поиск по моему блогу

Установка корпоративного голосового VoiceIP сервера на базе TrixBox решения (Подробная инструкция)

Asterisk logoImage via Wikipedia
По материалам сайта http://www.voiceip.com.ua

1. Установка Trixbox

В этом руководстве я расскажу вам о замечательном продукте Trixbox, о его установке. Двумя словами и не расскажешь, что же это за Trixbox такой. Одни называют его линукс-дистрибутивом, основанном на CentOs, служащим для быстрого и простого развёртывания VoIP бизнес уровня. Другие называют его программной мини-АТС. И те, и другие правы. В общих чертах Trixbox – это программный комплекс, основанный на CentOS, основной задачей которого является создание в кротчайшие сроки сервера IP телефонии. Набор встроенных функций, поддерживаемого оборудования просто потрясает. Но обо всём по порядку.
Прежде всего хочу ответить тот факт, что данная статья предназначена исключительно для тех людей, которые вообще не имеют понятия ни об IP-телефонии, ни о Linux. Для тех же людей, которые имеют некоторый багаж знаний об UNIX-системах, которых не страшит работа в командной строке, которые в состоянии настроить сетевые интерфейсы и знают, где хранятся log-файлы, - эта статья, безусловно, будет мало полезна и информативна. Разве что получат поверхностные представления о Trixbox в целом. Итак, продолжим…
Существуют две основные реализации Trixbox: бесплатная и коммерческая версия. Я буду рассматривать бесплатную версию, т.к. для функций дома или небольшого офиса его более чем достаточно. Кого интересует более продвинутая реализация, великолепная, но платная техподдержка, тому следует присмотреться к коммерческой версии.
Для начала следует посетить домашнюю страницу Trixbox. Вот такой вот весёленький зелёненький дизайн:
http://www.trixbox.org
На сайте вы сможете найти огромное количество разнообразной информации, включая документацию, видео уроки, поддерживаемое оборудование, информацию для разработчиков и т.д. Нас же в данный момент интересует страничка для скачивания образа дистрибутива:
http://www.trixbox.org
Как видите, на момент написания статьи текущий релиз 2.2.12. Существует ещё один релиз – 2.4.0, можете выбрать его, принципиальных различий не будет. Существует так же версия 2.4-wmvare – это специальная версия для VMware player, предназначенная для запуска и тестирования в виртуальной машине. Это для тех, кто хочет просто ознакомиться с Trixbox-ом, как предупреждают сами разработчики, не для реальных, боевых систем.
Итак, приступим. После скачивания образа системы, записываете его на любой CD. Если Вы собираетесь его устанавливать на какой-либо компьютер, то нужно уметь выставлять в BIOS-е загрузку с CD-ROM. Кроме того, хочу обратить Ваше внимание на то, что при установке Trixbox все данные с жёсткого диска будут удалены.
При загрузке с CD Вы увидите следующее:
Boot screen
Система ещё раз предупреждает, что все данные на жёстком диске будут уничтожены. Для продолжения инсталляции необходимо нажать Enter. После этого будет загрузка служебной информации, поиск устройств в системе, в общем, очень много буковок.
Boot screen
Если Вы новичок в UNIX-подобных системах, то не пугайтесь – это нормальный процесс, так и должно быть. Поэтому даже не пытайтесь успеть прочитать, что же это компьютер пишет.
После того, как все устройства, необходимые для нормального функционирования системы, найдены, произойдёт запуск инсталлятора. Сначала он загрузит различные драйвера для SCSI.
Loading SCSI drivers
После загрузки драйверов, инсталлятор попросит Вас выбрать раскладку клавиатуры, чтобы корректно обрабатывать все Ваши нажатия. В принципе, можете смело оставлять “us” – всё будет замечательно работать.

Keyboard type
Далее произойдёт запуск anaconda – это уже инсталлятор самой операционной системы CentOS. После того, как будут определены тип Вашей видеокарты, монитор и мышка, система предложит выбрать часовой пояс, который больше всего соответствует Вашему местонахождению. К сожалению Одессы в этом списке нет, так что я ограничусь выбором Киева.
Time Zone Selection
Следующий шаг очень важен. Для тех, кто знаком с UNIX системами, тому нет необходимости объяснять о важности выбора пароля для пользователя root. Для новичков скажу только одно: root – это самый главный и важный пользователь в системе. У него самые высокие права доступа для совершения каких-либо действий в системе. Поэтому очень важно выбрать такой пароль, который, во-первых, не сможет угадать или подобрать злоумышленник, а во-вторых, чтобы Вы сами его не забыли (-: Чтобы в этом убедиться, система попросит дважды ввести пароль для root-а.
Root Password
В принципе, дальше можете откинуться на спинку кресла, сварить себе кофе, закурить сигарету: система сама продолжит работу в автоматическом режиме.
Сначала она отформатирует корневой раздел:
Formating
После этого она возьмётся за форматирование загрузочного раздела:
Formating
После этого будет осуществлён перенос образа системы на Ваш жёсткий диск:
Copying File
Следующим этапом инсталляции системы будет установка необходимых программ. Сначала будет произведена подготовка для RPM транзакций. RPM расшифровывается как Red Hat Package manager. Он предназначен для упрощения установки и удаления программ.
Processing
После этого система ещё раз проверит конфигурацию системы, чтобы как можно более точно рассчитать время, необходимое для установки пакетов всех программ. В зависимости от быстродействия вашего оборудования, это может занять какое-то время, но обычно, это достаточно быстрый процесс:
Package Installation
После это начнётся собственно установка всего необходимого программного обеспечения.
Package Installation
Как видно на этом рисунке, инсталляционная программа сообщает нам имя устанавливаемого пакета, его размер, а так же краткое описание данного пакета. В нижней части рисунка отображается общий процесс установки пакетов: сколько всего программ будет установлено, их общий объём и общее время, которое будет на это потрачено. Для удобства и отображения динамики установки, так же отображается сколько уже пакетов установлено и сколько ещё предстоит установить.
После того, когда все необходимые программы уже установлены, произойдёт их постинсталляционное их конфигурирование:
Post Install
После этого будет завершающий шаг первого этапа установки системы – установка загрузчика. В данном случае это GNU GRUB.
Bootloader
После этого система уйдёт в первую из запланированных перезагрузок. Во время рестарта необходимо изменить настройки в BIOS-е, чтобы загрузка уже осуществлялась с жёсткого диска, а не с CD-ROM, ведь первый этап установки системы уже произошёл. Теперь при перезагрузке компьютера будет запускаться стандартный для Trixbox загрузчик – GRUB:
Bootloader GRUB
Можете нажать Enter, а можете просто подождать 5 секунд, и система пойдёт дальше загружаться. Опять будет происходить обнаружение оборудования в системе, делаться первоначальные настройки системы. После этого начнут запускаться различные системные службы CentOS. Хочу обратить Ваше внимание на следующее обстоятельство: если у Вас дома или в офисе нет DHCP-сервера (англ. Dynamic Host Configuration Protocol — протокол динамической конфигурации узла), то система на некоторое время замрёт на пункте получения IP адреса для сетевой карты, а потом выдаст ошибку.
CentOS Loading eth0 error
Не пугайтесь, ничего страшного не произошло, всё это легко будет исправлено позже. На данном этапе пусть всё будет так, как есть. Дальше система будет устанавливать и кон фигурировать различное программное обеспечение – главное не мешать ей сейчас, она сама справится.
После парочки перезагрузок, установке различного программного обеспечения, дополнительных модулей, звуковых файлов, справочных руководств, Вы должны увидеть одну из важных надписей:
Asterisk Ready
Asterisk установлен и запущен. Ядро нашей мини-АТС работает. Практически сразу же появится следующая картинка:
Asterisk Ready
Данная надпись гласит нам о том, что Trixbox установлен и готов к нашим дальнейшим настройкам.
Как видите, ничего сложного в установке Trixbox нету. Немножко решительности, свободное оборудование и можно начинать осваивать IP-телефонию. Весь процесс установки занял порядка 25 минут.


2. Конфигурирование и обновление Trixbox

В прошлой статье я рассказал о процессе установки Trixbox. Однако, после завершения инсталляции, система ещё не является нормально  функционирующей. Как минимум необходимо настроить сетевое подключение. Так же желательно, но не обязательно, провести обновление системы в целом, так как с момента выхода данного дистрибутива прошло какое-то время, появились новые версии программ, найдены и устранены недостатки в этих продуктах.
Что ж, приступим. После того, как компьютер загрузится, Вы увидите экран приглашения для входа в систему:
Login screen
На данном этапе существует пожалуй единственный пользователь, под которым можно и имеет смысл заходить в систему – это root. Для тех, кто не помнит или не знает, напомню, что root – это самый главный и важный пользователь в системе, который может осуществлять все настройки в системе, создавать и удалять других пользователей, разрешать или запрещать им совершать какие-либо действия.
Root logged
Обращаю Ваше внимание, что в UNIX-подобных системах ввод пароля никак не отображается: никаких звёздочек, кружочков и т.п. После того, как введён правильный пароль root-а, Вы увидите приветствие от Trixbox: Welcome to trixbox. Следующая надпись – For access to the trixbox web GUI use this URL – говорит нам о том, что для доступа к нашей системе через web-интерфейс следует использовать следующий URL. Однако сам URL является не полным, т.к. не хватает IP-адреса или его буквенного представления. Нам предстоит это ещё настроить.
Последняя фраза говорит нам о том, что для того, чтобы получить помощь о некоторых командах, принятых в Trixbox, просто наберите help-trixbox. Предлагаю именно это нам и сделать:
help-trixbox
В данный момент нас интересует команда netconfig, предназначенная для конфигурирования установленных в системе сетевых адаптеров. Запустив эту команду мы увидим следующее:
Network configuration
Как видите, система не очень нам доверяет, поэтому просит дополнительного подтверждения наших действий. Так как мы вполне уверены в себе и точно знаем, что сеть у нас не настроена, то смело выбираем «Yes». На следующем экране нас попросят ввести необходимые параметры для нашего сетевого интерфейса:
Configure TCP/IP
Если Вы точно уверены, что в Вашей сети есть DHCP-сервер, то смело ставьте галочку для использования этого протокола. В противном случае Вам необходимо заполнить все четыре поля, которые состоят из собственно IP адреса, который будет назначен вашей системе, сетевой маски, IP-адреса Вашего шлюза, который служит для выхода в Интернет, а так же адрес DNS сервера, необходимого для преобразования буквенного Интернет-адреса в цифровой и обратно:
Configure TCP/IP
Безусловно, у Вас данные настройки будут отличаться. Если Вы не уверены в правильности или не знаете, что необходимо вводить, настоятельно рекомендую проконсультироваться со своим системным администратором. В случае ошибки или ввода данных, несоответствующих действительности, ни о какой IP-телефонии не может идти и речи. Теперь, при загрузке компьютера, у Вас уже не будет ошибки при определении адреса сетевой карты, а так же появится нормального вида URL, после ввода пароля root-а, для доступа к системе через web-интерфейс.
Следующей важной операцией, которую я настоятельно рекомендую осуществить, будет обновление системы. В командной строке ещё раз наберите help-trixbox и последняя строка указывает, что необходимо набрать, чтобы система произвела обновление:
yum –y update
Для тех, кто не знает, что же это за «yum» такой, то прежде, чем запустить на выполнение эту команду, рекомендую ознакомиться с помощью по ней. В UNIX-система достаточно полную информацию по использованию команды можно получить при помощи команды man. В данном случае стоит набрать в командной строке:
man yum
И вам предоставят описание команды, используемые при её вызове ключи, а так же различные служебные слова. В нашем случае «-у» говорит о том, что нужно соглашаться со всем, что yum предложит. "update" говорит само за себя.
Итак, после запуска yum –y update, Вы увидите следующее:
Update Trixbox
После непродолжительного общения с сервером система определит список установленных программ, которым необходимо обновление. В зависимости от того, сколько времени пришло с момента выпуска текущего релиза системы и датой его установки, объём обновлений, необходимых для скачивания, может достигать несколько десятков, а то и сотен мегабайт. В моём случае обновление необходимо всего двум программам. Этот процесс занял гораздо меньше минуты:
Upgrade finished


3. Обзор web-интерфейса Trixbox

После того, как произведена начальная настройка системы, а так же обновление CentOS, самое время приступить к знакомству с web-интерфейсом, который предлагают нам разработчики Trixbox-a. Для этого необходимо запустить любой Интернет обозреватель, например IE, Firefox или Opera, и в адресной строке написать тот IP адрес, который вы назначили свой системе. В моём случае это 192.168.55.201. Система автоматически изменит его на http://192.168.55.201/users/ - это говорит о том, что мы находимся в части, доступной для всех пользователей. Вот как выглядит стартовая страничка Trixbox:
Trixbox user's start page
Кто дружит с английским, тот без труда прочитает, что же такое Trixbox: это самый популярный в мире дистрибутив, основанный на Asterisk. Так же тут говорится о том, что даже новичкам под силу легко и в короткие сроки создать свою собственную систему для IP телефонии.
Как мы видим, обычным пользователям доступны всего четыре пункта меню:
Voicemail and Recordings – голосовая почта;
Web MeetMe – приложение для создания и управления конференциями;
FOP – панель управления, написанная на Flash;
SugarCRM – программное обеспечение для контакт-центра.
Остановимся на каждом пункте поподробнее.
Voicemail and Recordings.
Voicemail and Recordings
Для чего это нужно? В Asterisk-е есть замечательная возможность: если вас нет на рабочем месте или дома, в общем, если вы не подняли трубку, то вызвавший вас абонент может оставить вам голосовое сообщение. Это что-то на подобии распространенных ранее автоответчиков, только с несколько расширенными возможностями: можно не только оставить сообщение, но и отправить вам его по почте или отправить по почте уведомление о том, что есть сообщение и т.п. К сожалению, сейчас нет никакой возможности воспользоваться данной службой, т.к. у нас не созданы ещё никакие номера в системе, так называемые Extensions. Чуть позже, когда уже сделаем практически полностью функциональную мини-АТС, тогда пользователи смогут заходить и проверять адресованные им голосовые сообщения.
MeetMe
MeetMe – это создание, управление и администрирование конференций, но опять же для зарегистрированных в системе пользователей. На данном ознакомительном этапе система не позволит создавать конференции и выдаст следующее сообщение:
Boot screen
в котором вкратце рассказывается, что же это за штука такая – MeetMe.
FOP
Следующее приложение, доступное обычному пользователю – это FOP, Flash Operator Panel. Иными словами, это панель управления внутренними номерами, входящими или исходящими линиями, комнатами конференций, очередями звонков и т.п. Это достаточно мощный помощник операторам, секретарям в ежедневной работе с телефонией:
FOP
Extensions – это все наши внутренние номера, на данный момент отсутствующие (-:
Queue – очереди звонков. Достаточно мощная и интересная способность Astersk-а: если Вам звонит абонент, а все операторы заняты, то его звонок ставится в очередь и он слышит не сигнал «Занято», а что-то типа «Спасибо за Ваш звонок. Ваш звонок для нас очень важен. Пожалуйста, оставайтесь на линии, как только оператор освободится, Вас сразу соединят». Ну или что-то подобное. Можно ещё сообщить ему величину очереди, его номер в этой очереди и т.п.
Trunks – это все линии, что связывают нашу программную АТС с внешним миром.
Все эти настройки мы зададим несколько позже, когда уже будем настраивать нашу мини-АТС.
SugarCRM
Последний пункт, доступный обычным пользователям – это SugarCRM.
SugarCRM
Что же такое CRM? Вот что по этому поводу говорит wikipedia: корпоративная информационная система, предназначенная для улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с клиентами, установления и улучшения бизнес-процедур на основе сохранённой информации и последующей оценки их эффективности. От туда же определение SugarCRM: SugarCRM — коммерческая CRM система с открытыми исходными кодами и свободной лицензией. Система устанавливается на сервере. Доступ к системе осуществляется через веб-браузер.
SugarCRM предоставляет подавляющее большинство функциональных возможностей CRM систем.
  • Активности
    • Звонки
    • Встречи
    • Задачи
    • Заметки
  • Список сотрудников компании
  • Общий календарь
  • Контакты
  • Клиенты и подрядчики
  • Потенциальные клиенты (Leads)
  • Возможности (потенциальные заказы и счета)
  • Кейсы (описание важных ситуаций)
  • Bug Tracker (слежение за ошибками)
  • Репозитарий документов
  • Работа с электронной почтой
  • Рекламные кампании
  • Управление проектами
В Профессиональной версии есть дополнительные модули.
Вот так выглядит рабочая область SugarCRM:
SugarCRM work zone
Безусловно, есть пакет русификации данного программного обеспечения, но это уже совсем другая история, как и то, как и что делать в SugarCRM. В дальнейшем, возможно, я подробно остановлюсь на работе с данной программой.
Теперь, думаю, самое время ознакомиться, какие возможности предоставляет нам Trixbox в режиме доступа для администратора. Для этого в правом верхнем углу рабочей области в окне браузера, прямо под временем на сервере, нажать на ссылку switch. Появится окошко для ввода имени пользователя и пароля. По умолчанию имя пользователя maint, а пароль – password. Далее мы уже находимся в системе как привилегированный пользователь. Первое, что мы увидим, будет общая, справочная информация:
Admin mode

В новых версиях TrixBox (2.6.2.2) первое, на что необходимо обратить внимание на меню ADMIN. PBX -> PBX Settings  - System Status - Noties. Здесь система предлагает изменить нам дефолтные настройки системы. Пример:

Изменим пароль пользователя maint, для этого в командной строке Linux набираем:
#>passwd-maint
Для информации:
- passwd-maint – для смены пароля, используемого для обслуживания сервера через веб-интерфейс (этот пароль я рекомендовал бы сменить в первую очередь – по умолчанию пользователь maint, пароль password);

- passwd-amp – для смены пароля, используемого для обслуживания сервера через веб-интерфейс (пароль для пользователя wwwadmin). Разница между этими двумя пользователями (maint и wwwadmin) в том, что пользователь maint получает абсолютно полный доступ, а пользователь wwwadmin – ограниченный;

- passwd admin – для смены пароля пользователя, который может читать системную почту;

- passwd – собственно для смены пароля пользователя root (надеюсь, на этапе установки вы выбрали хороший пароль).
Можно также изменить следующие пароли:

- FOP (Flash Operator Panel) – для этого переходим в каталог /var/www/html/panel и редактируем файл op_server.cfg и меняем строку security code=passw0rd. Для навигации по файловой системе можно использовать как обычную для WINDOWS/LINUX команду cd, так и воспользоваться устанавливаемым в trixbox файловым менеджером mc (midnight commander).

- passwd-meetme – для изменения пароля meetme (обеспечивает проведение конференций);

- sugar crm. Я даже не знаю, как охарактеризовать это приложение, поскольку раньше с CRM-системами не сталкивался. Подробно останавливаться на нем не буду. По умолчанию имя пользователя и пароль admin, password;
Чтобы изменить дефолтный пароль пользователя в БД MySQL необходимо (http://asteriskforum.ru/viewtopic.php?t=3586):
Подключаемся с помощью Putty (SSH клиент)
Открываем файл командой nano, поиск Ctrl+W, закрываем файл Ctrl+X, соглашаемся с изменениями Y, или не соглашаемся N
#> mysql -u root -p

указываем пароль root'а, по умолчанию passw0rd (или тот пароль, который вы установили при установки TrixBox)
mysql> use mysql;
mysql> update user set password=PASSWORD("свой новый пароль") where User='asteriskuser';
mysql> flush privileges;
mysql> quit

Изменяем пароль по умолчанию в файле: amportal.conf

#> nano /etc/amportal.conf

Надо найти 'AMPDBPASS=amp109' и заменить на 'AMPDBPASS=свой новый пароль'

В файле amportal.conf следует изменить пароль в двух местах!!!

Далее, открываем файл cdr_mysql.conf

#> nano /etc/asterisk/cdr_mysql.conf

Меняем пароль по умолчанию на свой

Затем перегружаем MySQL и amportal

#> service mysqld restart
#> amportal restart

Меняем пароль Root-a который установлен по умолчанию:

#> mysqladmin -u root -p password Ваш_новый_пароль

Открываем файл /etc/astersik/cbmysql.conf

#> nano /etc/asterisk/cbmysql.conf

В файле: cdmysql.conf находим (Ctrl+W) старый passw0rd и заменяем на свой Ваш_новый_пароль закрывая сохраняем (CTRL+X) Y Enter
#> nano /var/www/html/web-meetme/lib/database.php

Ищем строчку $password = 'passw0rd'; меняем на $password = 'Ваш_новый_пароль';
#> nano /var/www/html/maint/modules/cdrreport/config/database.php#>#>

Ищем строчку
'connection' => 'mysqli://asteriskuser:amp109@localhost/asteriskcdrdb',
Изменяем на
'connection' => 'mysqli://asteriskuser:Ваш_новый_пароль@localhost/asteriskcdrdb',
Закрываем Ctrl+X сохраняя Y Enter
#> service mysqld restart
На этом всё.
Как видим, система нам выдаёт информацию о некоторых запущенных процессах, о сетевых устройствах, об использовании оперативной памяти, дискового пространства. Правый столбец нам отображает информацию об Asterisk: время, прошедшее с момента запуска, количество подключённых клиентов, а так же внешних линий.
Первый доступный пункт меню – Packages. Что-то мне подсказывает, что для людей, знакомых с UNIX-системами, этот пунктик будет более чем понятен. Для тех, кто впервые сталкивается объясняю: packages – это заранее скомпилированные программы для безболезненной установки в систему, удаления из системы, а так же обновления на более новую версию.
Packages
Но не всё так просто: система требует, чтобы мы были зарегистрированы на сайте trixbox.org, иначе работа с пакетами будет недоступна. Процедура регистрации не представляет из себя ничего сверхъестественного. После того, как вы зарегистрируетесь и войдёте в систему, вы увидите практически все установленные пакеты в системе, а так же их текущую версию, надо ли их обновить и т.п.
Packages
Тут уже вам самим решать, что установить, что удалить, что нуждается в обновлении, но помните одно правило: не уверены – не делайте, дабы не нарушить работоспособность системы в целом.
Следующий пункт меню в нашем обзоре – это Asterisk. Как не трудно догадаться – самый важный для нас пункт. В нём осуществляются все самые важные и главные настройки нашего сервера IP телефонии. Этот пункт меню состоит из 5 подпунктов:
- FreePBX – утилита для конфигурирования Asterisk. Это достаточно мощная программа, так что работе в ней будет посвящена отдельная статья. В принципе, все настройки по телефонии будут осуществляться в ней. Вот как она выглядит после установки:
FreePBX
- Config Edit (Config File Editor) – для ручного редактирования, без использования FreePBX, конфигурационных файлов Asterisk. Настоятельно рекомендую: без досконального знания и уверенности в собственных действиях не вносить изменения в данные файлы. Это может существенно нарушить работу Asterisk.
Config Edit
Окно конфигурирования файла iax.conf
iax.conf
- Asterisk Info (PBX Status) – выдаёт более подробную информацию о нашем Asterisk-е.
Asterisk info
- Endpoint Manager – утилита для управления подключением и настройками телефонных аппаратов различных производителей, таких как Aastra, Cisco, Grandstream и т.п.
Post Install
Внизу экрана система предупреждает, что перед попыткой конфигурации соответствующего телефона, необходимо выполнить соответствующую консольную команду, соответствующую фирме производителю телефона.
Вот как выглядит настройка телефонов Linksys:
Configure Linksys phone
- CDR Report (Call Detail Record Report) – запись, прослушивание и управление всеми звонками в системе. Возможно, кому-то необходима такая возможность для контроля за сотрудниками (-:
CDR Report
В новой версии trixBox добавлены меню: Bulk Extensions (Bulk Extensions uses core FreePBX functions to modify extensions) и Gismo5 (сервис для Voice IP)

- System – различная системная информация о системе в несколько развёрнутом виде:
System menu
В Версии trixbox CE current release is 2.6.2.2 System выглядит следующим образом:
После инсталляции доступны не все пункты:
System info – информация об операционной системе, имеющемся оборудовании, использовании памяти, использовании дискового пространства:
System Info
System maint – управление сервером, остановка и запуск Asterisk, выключение, перезагрузка всей системы, в общем то, ради чего, по большому счёту, обычно приходится логиниться в систему и осуществлять все эти действия, используя командную строку:
System Maint
Обращаю ваше внимание на последний пункт на этом экране – Disable Stats. По этому поводу некоторое время назад даже разгорелся нешуточный скандал в Интернете. Создателей Trixbox обвиняли в том, что они шпионят за своими пользователями, ведь эта программа ведёт мониторинг оборудования, используемого пользователями, и отсылает полученную информацию создателям. Создатели дали разъяснение, что это делается для того, чтобы собирать статистику об оборудовании и на основании этого уделять больше внимания разработке поддержки устройств от конкретных производителей. Если вы не хотите сообщать подобную информацию – просто отключите эту службу.
SSH Terminal – Java-аплет для терминального доступа к нашему серверу, используя ssh протокол. В принципе, достаточно удобная программка, если под рукой нету Putty или чего-то подобного:
SSH Terminal
Другими словами, мы получаем полный доступ к машине, если нет возможности или необходимости непосредственно работать с нашим сервером. Ведь нельзя исключать вероятность, что между нами и нашим сервером IP- телефонии будут многие тысячи километров…
Network – как нетрудно догадаться из названия – настройка всего, что качается сети: сетевое имя нашего сервера (hostname), DNS, шлюз (Gateway), а так же различные параметры для установленных сетевых плат в системе:
Network menu
Последний пункт меню – Setting – состоит из двух подпунктов:
Repositories – эта утилита позволяет разрешить или запретить исходные коды установленных пакетов, а так же выбрать, что именно следует загрузить:
Repositories menu
Registration – позволяет зарегистрировать вашу систему в on-line магазине Trixbox для последующего заказа необходимой продукции. Думаю, кому это необходимо – сами разберутся, что здесь и как.
Пример регистрации:




Settings в trixbox CE current release is 2.6.2.2 выглядит следующим:


Пример настройки General Settings вулючается в себя настройки почтового smtp сервера:



Далее, Раздел REPORTS

В этом разделе формируются различные (месячный, дневной) отчеты о звонках, совершенных через наш сервер. Возможно также сохранение отчетов в формате pdf,csv



 
Раздел PANEL

Перейдя в этот раздел, мы попадаем в так называемую FOP (Flash operator panel). Она служит для визуального контроля и управления нашей АТС. Правда для того, чтобы панель корректно функционировала, необходимо наличие в браузере свежей поддержки Macromedia Flash. Панель состоит из трех областей: Extensions, Queuses и Trunks. В каждой из них перечислены созданные нами на этапе настройки номера, очереди и междугородние соединения. Если перетащить значок телефона из одного номера на другой – будут инициировано соединение между двумя этими номерами, также можно управлять и внешними соединениями, операторами обслуживающими очереди и др. Причем все это визуально! Также на иконках соединений присутствует значок конверта, если абонент имеет непрочитанные голосовые сообщения.




Раздел RECORDINGS

Перейдя в этот раздел и введя в поля login и password телефонный номер и пароль, можно попасть в так называемый ARI (Asterisk Recording Interface).

Voicemail – позволяет из веб интерфейса прослушивать и управлять поступившими голосовыми сообщениями;
Call monitor – раздел позволяет просмотреть все входящие/исходящие звонки совершенные данным номером.
Help – полезный раздел. В нем перечислены специальные коды для доступа к различным функциям АТС. 

Settings - Этот раздел позволяет менять общие настройки для конкретного номера, основными из которых являются запись всех разговоров в файлы и пересылка полученных голосовых сообщений по почте.
Features Codes - управляющий коды
Follow Me - настройки перенаправления звонков на другие номера
Logout - Выход


ниже приведен пример, наличия голосовой почты пользователя USER1 (SIP 1001), справа напротив каждого сообщения есть функция Play, позволяющая проигрывать сообщения.

По материалам сайта http://www.voiceip.com.ua

4. FreePBX на Trixbox

Данная статья будет посвящена FreePBX – утилите, предназначенной для удобного конфигурирования Asterisk. В принципе, никто не заставляет пользоваться ею, можно осуществлять все настройки непосредственно в файлах конфигурации, но для тех, кому Asterisk в новинку – это будет просто идеальное решение. В подавляющем большинстве вы будите работать именно во FreePBX при настройке внутренних номеров, входящих/исходящий линий, IVR (Interactive Voice Response) и т.п.
Вот как FreePBX выглядит непосредственно после установки системы:
FreePBX: start page
Как видите, функционал ещё не слишком богат, но уже сейчас можно сделать мини-АТС с набором простейших функций. Стартовая страница в основном выполняет информационную функцию, рассказывая нам о различных параметрах как системы в целом, так и Asteriska в частности. Левая часть экрана состоит из двух вкладок: «Setup» и «Tools». Как нетрудно догадаться, «Setup» предназначена для различного конфигурирования Asteriska, а «Tools» - это различные вспомогательные утилиты. Верхнее меню состоит из вкладок «Admin» – собственно конфигурирование Asterisk, «Reports» - информация о всех совершённых звонках в системе, «Panel» (FOP) - это опять та же панель для управления звонками в системе, «Recordings» - управление записями разговоров, «Help» - переход на сайт разработчиков.
Прежде всего рекомендую зайти во вкладку «Module Admin» - управление доступными модулями для Asterisk-а и FreePBX.
FreePBX: module admin
Не так уж и много моделей установлено в системе на этот момент. Поэтому рекомендую провести обновление уже установленных, а так же установить ещё некоторое количество новых модулей. Для этого необходимо нажать на ссылку в верхней части рабочей области «Check for updates». После этого система сообщит, какие из уже установленных модулей нуждаются в обновлении, а какие можно установить дополнительно:
FreePBX: module admin

В новой версии TrixBox 2.6.2.2, это меню дополнено модулями
В принципе, большинство неустановленных модулей имеют краткое описание, которое даёт вводную информацию об их предназначении. Если вы хотите установить все дополнительные приложения, а так же обновить все уже установленные, то для этого просто можно нажать на две ссылочки: «Download all» и «Upgrade all». При этом система сама отметит все необходимые пакеты и предложит нам их скачать и установить. Но настоятельно рекомендую не торопиться и убрать установку с таких продуктов, как «Zork» - зачем нам игрушки на рабочей станции, а так же с «Speed dial functions» и «PHP AGI config» - для их установки требуется наличие в системе других программ, система вам не позволит их установить, пока не будут установлены они. Вы просто их доставите потом, следующим этапом.
После того, как выбраны интересующие нас приложения, просто нажимаем кнопку «Process». Система попросит подтверждения наших действий:
Cofirm
И после нажатия кнопки «Confirm» начнётся загрузка и установка обновлений и дополнительных модулей. При этом рабочая область броузера потемнеет и на переднем фоне в оранжевом квадратике будет отображаться процесс установки приложений:

FreePBX download and install
По окончании загрузки и установки приложений, необходимо будет сделать одну очень важную вещь: указать системе, чтобы она приняла все эти изменения. Для этого в верхней части рабочей области появляется такая оранжевая полоска с надписью «Apply Configuration Changes».
FreePBX: Apply changes
Это необходимо делать каждый раз, как вы производите любые изменения в системе. Система попросит подтверждения ваших действий, а потом, в случае утвердительного ответа, на время внесения изменений и перегрузки Asterisk-a, всё в том же оранжевом квадрате будет сидеть прикольная жабка, ловить и жевать непонятно откуда взявшуюся муху (-:
FreePBX: Apply changes
После того, как жабка наестся и система примет все наши изменения, то несколько поменяется наполнение вкладок «Setup» и «Tools» в левой части рабочей области:
Updated FreePBX
Как видите, возможный функционал нашей системы значительно расширился: от важных и интересных способностей, таких как IVR, FollowMe, до приятных мелочей, на подобие ssh-клиента и irc-клиента (-:
Теперь предлагаю создать парочку пользователей в нашей мини-АТС. Для этого выпираем пункт «Extensions» в левой панели.
Add an Extension
Система предлагает выбрать протокол, по которому подключается наш клиент. Ради чистоты эксперимента, давайте добавим одного SIP-пользователя и одного IAX-пользователя. Для это выбираем «Generic IAX2 device» и нажимаем кнопку «Submit». Следующее рабочее окно позволяет нам ввести различные настройки:
FreePBX: add IAX2P extension
Нас же на данном этапе просто интересует создание пользователя, чтобы он смог получить доступ для нашей мини-АТС. Для этого необходимо заполнить всего 3 поля:
User Extension – это, собственно, внутренний номер абонента, например «100»;
Display name – как он у нас будет отображаться, пусть так же – «100»;
Secret – пароль для доступа к системе, находится в секции «Device options». Так как у нас учебная система, то пусть пароль будет тоже «100».
После того, как заполнены эти поля, нажимаем кнопку «Submit». Новый абонент добавлен в систему, но необходимо так же заставить систему внести изменения. Для этого не забываем нажимать на оранжевую кнопку «Apply Configuration Changes» в верхней части экрана. Всё, один пользователь добавлен.
Теперь добавим SIP-абонента. Для этого во вкладке «Extensions» выбираем добавление «Generic SIP device»:
FreePBX: add SIP extension
Здесь нам тоже необходимо заполнить всё те же 3 поля:
User Extension» - пусть будет «101»,
«Display name» - «101»,
«Secret» - «101».
Другими словами, мы создали ещё одного абонента с внутренним номером «101», который может подключиться к нашей мини-АТС по SIP протоколу, будь-то аппаратный телефон или программный.
Теперь только осталось внести данные настройки в программные телефоны и звонить друг другу через нашу мини-АТС (-: как настроить программные телефоны, рассказано в соответствующем разделе. Стоит заметить, что в качестве сервера телефонии необходимо указывать адрес нашей системы, а ID и Pin – соответственно «User Extension» и «Secret». Необходимое количество внутренних абонентов добавляется подобным образом.

5. Trunks в Trixbox

В этой статье я расскажу, как осуществить соединение нашей пока ещё несильно функциональной мини-АТС на базе Asterisk с внешним миром. Иными словами, любой внутренний абонент сможет осуществлять международные звонки.
Первое, что необходимо сделать, - это добавить Trunk. Trunk – это своеобразный канал с сервером IP-телефонии, все звонки идут через него. Для добавления, необходимо в левой части экрана выбрать соответствующий пункт меню.
FreePBX: add a trunk
Как видим система предлагает нам несколько типов транков:
Zap – это канал между Asterisk-ом и драйвером устройства Zaptel, который обеспечивает работу с устройствами для подключения к ТфСОП.
SIP – наиболее распространённый протокол IP-телефонии, к тому же стандартизированный. На нем работает много программных телефонов и подавляющее большинство аппаратных.
IAX – протокол, разработанный компанией Digium специально для работы с Asterisk-ом. Наилучший вариант для подключения одной системы на основе Asterisk к другой. Во-первых, серверы будут общаться на более понятном им протоколе, а во-вторых, обычно сервера IP-телефонии располагаются за фаерволами, а правила, разрешающие работу IP-телефонии по протоколу IAX, значительно проще, чем при использовании SIP. Поэтому смело выбираем «Add IAX2 Trunk»
FreePBX: add IAX trunk
На этой вкладке следует внести некоторые изменения.
Секция «Outgoing Setting»:
Trunk name: любое название, например «Test»
Host: адрес одного из наших серверов, европейского или американского.
Username: здесь необходимо вводить ID.
Password: PinCode для доступа к нашему серверу.
В данный момент я буду использовать «ID» и «PinCode» для совершения тестового звонка.
После всех этих манипуляций, у вас должно получиться нечто подобное:
FreePBX: add IAX trunk
Обращаю ваше внимание ещё на один параметр: Maximum channels. При создании уже боевой системы, следует установить количество одновременно возможных звонков через данный Trunk. В тестовом режиме это необязательно, т.к. система всё равно не разрешит совершать одновременно несколько звонков.
После этого нажимаем кнопку «Submit Changes». После внесения изменений, не забываем нажать оранжевую кнопку в верхней части экрана «Apply Configuration Changes», чтобы наши изменения вступили в силу. На этом с Trunk закончим.
Теперь необходимо создать исходящее соединение, через которое система, в соответствии с определёнными правилами, будет совершать звонки. Для этого в левой части экрана выбираем пункт меню «Outbound routes»
FreePBX: add outbound route
Здесь необходимо дать название соединению «Route Name» - test_out, как вариант. Следующее важное поле – «Dial Plans». В принципе, созданию диал-планов можно посвятить отдельную статью, но тут только скажу следующее: когда наш абонент набирает на телефоне какой-то номер, то система сравнивает его со всеми существующими диал-планами, и при совпадении осуществляет звонок, используя исходящее соединение, под диал-план которого подходит набранный номер. Так как в тестовом режиме выбор номеров невелик, то в это поле вводим только 440 и 441, каждый номер на своей строке.
Теперь нам осталось выбрать, какой транк будет использовать это соединение. Для этого в «Trunk Sequence» выбираем ранее созданный нами транк – IAX2/test.
FreePBX: add outbound route
После всех этих махинаций нажимаем «Submit Changes» и «Apply Configuration Changes». В принципе, наша система готова для совершения звонков, но только с одной оговоркой: по ограниченному набору номеров (-: Для того, чтобы совершать реальные международные звонки, вам необходим будет работающий аккаунт с некоторым количеством денюшек.
Если вы после этого в своём программном телефоне наберёте номер 440 или 441, то вы прослушаете баланс тестового аккаунта или эхо-тест соответственно. На панели оператора это будет выглядеть следующим образом:
FreePBX: FOP
Как видно из рисунка, внутренний абонент «100» осуществляет эхо тест, подключившись к внешнему серверу.

Здесь я приведу некоторые уже настроенные коды в системе:
Номер в черный список
*30
Последний номер в черный список
*32
Удалить номер из черно списка
*31
Услуга перенаправления входящих вызовов на другой номер*72
Выключение услуги перенаправления вызовов.*73
Предложение о переводе звонков - Деактивировать для всех
*74
Включение перенаправления вызова, если абонент занят*90
Выключение перенаправления вызова, если абонент занят*91
Предложение о переводе звонков при состоянии Занято - Деактивировать
*92
Перевод звонков при состоянии Не отвечен/Не доступен - активировать
*52
Перевод звонков при состоянии Не отвечен/Не доступен - Деактивировать*53
Включение услуги «ожидание звонка». Если вы разговариваете с кем-нибудь, то при включенной услуге позвонивший вам другой абонент вместо сигнала занято будет слышать длинные гудки, вам поступит уведомление, что есть еще один входящий звонок.*70
Выключение услуги «ожидание звонка»*71
Общий для всех - Перехват звонка
*8
Канал для прослушивания
555
Этот номер позволяет протестировать факс-аппарат666
Прямой перехват звонка
**
Перевод звонка с уведомлением
*2
Перевод звонка без уведомления
##
Разъединить линию во время разговора
**
Включить запись разговора во время звонка
*1
Симуляция входного звонка7777
Разлогиниться пользователю*12
Залогиниться пользователю*11
ZapBarge Прослушивание разговора, ведущегося на заданном Zap канале888
Надиктовка сообщения в электронную почту
*35
Начать диктовку
*34
Активировать режим Не беспокоить *78
Деактивировать режим Не беспокоить *79
Переключить режим Не беспокоить *76
Переключение Найти меня тут*21
Трассировка звонка
*69
Сервис директорий
#
Эхо тест
*43
Ваш внутренний номер
*65
Говорящие часы
*60
Телефонная книга по имени411
Проверить запись*99
Сохранить запись*77
Установить быстрый набор пользователю*75
Префикс быстрого набора*0
Набрать номер голосовой почты*98
Моя голосовая почта
Управлять Включением/Отключением этих сервисных кодов Вы можете в Меню Setup - Features Codes
Enhanced by Zemanta

Реклама от BigBN